Реальная история, по мотивам которой сняли культовый советский фильм о трагической любви подростков
Простой сюжет
Каждый, кто видел этот фильм, помнит, что начинается он с того, как Серёжа, увидевший Клаву ещё в четырёхлетнем возрасте, влюбляется в неё раз и навсегда. И после, что бы не происходило вокруг, он продолжал её любить. Только вот Клаве не нужны его чувства, подарки и жертвы. Но от рокового шага в пропасть Серёжу спасает совсем другая девочка, столь же влюблённая в него, как он – в Клаву.
Именно такая история и произошла в жизни самого автора сценария фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Михаила Львовского. Сначала он написал об этом повесть, а после доработал её, превратив в сценарий. Когда-то, ещё в детстве он влюбился в Валентину Архангельскую, младшую сестру композитора и дирижёра Ростислава Дмитриевича Архангельского.
Он без устали заботился о ней, оберегал от всех неприятностей, дарил подарки, радовал сюрпризами и предупреждал малейшие её желания. Как и Серёжа Клаве, Михаил Львовский дарил Валентине Архангельской всего себя. Он помог ей подготовиться к поступлению в Вахтанговское училище, хотя сам поступал в Литературный институт.
В 1941 году Валентина Архангельская вместе с театром была в эвакуации в Средней Азии, где и познакомилась с Александром Гинзбургом, поэтом, драматургом и исполнителем, который прославиться под псевдонимом Галич. Они вместе играли в спектакле «Парень из нашего города» и влюбились друг в друга с первого взгляда. Все попытки Михаила Львовского вернуть внимание Валентины и завоевать её сердце ни к чему не привели. Она искренне полюбила Галича, позже стала его женой и родила ему дочь Алену.
Сердце Михаила было разбито навсегда, а после того, как Валентина вступила в брак с человеком, которого полюбила, он расценил её поступок, как предательство. И больше никогда не общался с девочкой, которую любил.
Непридуманная судьба Валентины Архангельской
Те, кто был знаком с Валентиной, могли с лёгкостью узнать её в героине картины «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Она бывала импульсивна и капризна, избалована мужским вниманием и слегка взбалмошна. Впрочем, это её ничуть не портило и не умаляло других достоинств. Несомненно, она была талантливой актрисой, но сила её женского обаяния просто сражала мужчин наповал.
А ещё Валентина Архангельская была очень гордой. Когда она узнала об измене Галича, тут же подала на развод, не собираясь выслушивать оправдания человека, поступившего с её чувствами столь вероломно. Супруг просил прощения, пытался как-то загладить свою вину, но Валентина была непреклонна. Много лет спустя, в 1977 году она вспомнит свою сумасшедшую любовь к Галичу и будет горько плакать, узнав о том, что его не стало. Но с тех самых пор, как развод был оформлен, она ни разу не видела человека, который, как скажет Клава в фильме: «…Подарил мне меня, понимаешь?»
Валентина Архангельская всё же обрела своё женское счастье в лице актёра Юрия Аверина. Он был снисходителен к капризам супруги, был терпелив и немногословен, без тени неудовольствия выслушивал длинные монологи Валентины Дмитриевны и понимал её с полувзгляда. Они играли вместе в Иркутском театре, позже переехали в Брянск, оттуда – в Москву, где впоследствии оба служили в Малом театре. Супруги прожили вместе много лет, до самой смерти Юрия Аверина в 1990 году. Валентина Архангельская пережила мужа на 9 лет.
Единственная любовь
Михаил Львовский после перенесённого разочарования погрузился в творчество. Он в 1952 году окончил Литературный институт, спустя год начал печататься, написал множество стихов и песен. Ещё в юности он посвятил знаменитую «На Тихорецкую состав отправится» Валентине Архангельской, но после того, как она ушла к Александру Галичу, он своё посвящение снял.
Михаил Григорьевич дважды был женат, много лет прожил с Еленой Константиновной Махлах, редактором издательства Детгиз. Но незадолго до своей смерти в 1994 году признался дочери Валентины Архангельской Алёне в том, что всю жизнь любил только одну женщину – её маму, которой дарил всего себя.
Александр Галич, к которому ушла Валентина Архангельская, был необыкновенно многогранной личностью: успешный драматург, по сценариям которого снимались высокоидейные советские фильмы и ставились пьесы, талантливый бард и поэт, внезапно ставший неудобным и непонятным, вынужденный эмигрант, добившийся успеха за рубежом