Рассказы о живописи и художниках - Учимся читать картины
Брюллов «Последний день Помпеи» Фото использовано в качестве иллюстрации. Открытый источник Яндекс - картинки
Что же такое картина? Вообще в общеупотребительном языке применение этого слова обширно. Это и действительно большие полотна с повествованием и небольшие пейзажи, автопортреты и портреты. Все это картины при обычном разговоре. Но художники, называющие себя картинщиками подчеркивают то что они сочиняют полотна на которых происходит какое-либо действие. Не застывший натюрморт, не лицо человека, даже может быть очень любимого и уважаемого, а именно серьезное действие или повествование.
История картины как художественного жанра очень давняя. Еще древние люди нуждались в том, чтобы запечатлеть к примеру, стадо оленей или бизонов. Изображение было неупорядоченно, но показывало, что он их видел и знает. Располагалось изображение, как правило, на сводах пещер, ни о каких полотнах речь не идет, естественно.
Греки, к сожалению, не дошли до такой ступени как картина, но у них была вазопись. Рисунки на вазах рассказывают действительно очень важные аспекты их жизни и быта. А также хранят воспоминания о грандиозных событиях, в том числе и, мирового масштаба.
А вот от Римлян до нас дошли интересные изображения и на досках, и различные мозаики. Здесь начинается маршрут той самой картины, которая в нашем словаре является большим повествованием.
Маршрут этот очень долгий, с точки зрения истории. Поэтому поговорим о том, что хотят видеть люди в музеях и как правильно читать увиденное.
Например, картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» имеет очень большое значение для русской кисти. Повествует о действительно грандиозном и трагичном событии истории. Извержение вулкана Везувий от которого гибнет целый город. Художник мастерски передал эмоции, действия, всю безысходность и панику в глазах людей. При этом люди ведут себя достойно.
Брюллова упрекали в том, что он посмотрел оперу и впечатления от нее перенес на картину. На самом деле художник тщательно изучил место извержения и останки, а также слепки погибших людей. И мастерски выстроил композицию всего полотна. Картина выстраивается справа налево и все сюжеты идут последовательно, рассказывая нам о том, как ведут себя люди.
Самый крайний правый сюжет рассказывает о бездыханной невесте, которую жених вытаскивает из-под обломков и камней. Нам не известно жива она или нет, важно лишь то, что молодой человек в порыве чувств, не обращая внимания без сознания она или мертва, отчаянно спасает ее рискуя и своей жизнью.
Далее сцена мать и сын. Мать умоляет ребенка бросить ее, аргументируя это тем, что она изнеможена, устала и он еще может спастись если пожертвует ее жизнью. Но ребенок не может изменить маме, он хочет ее спасти. Глубокая сцена для размышлений.
Всего на картине семь главных сцен и несколько второстепенных, на заднем плане. Для общей тренировки можно попробовать найти все главные сцены и пофантазировать над тем, что хотел сказать автор, что он передал именно этим изображением, именно этими людьми и их действиями.
Текст Александр Невский
«Последний день Помпеи» мультимедийный фильм о картине К.Брюллова от канала Acrodis видео-хостинга ютуб . Открытый источник Образовательный портал Русского Музея.