Кто воспитывал монархов: 8 нянь наследников британской королевской семьи
К сожалению, часто дети членов королевских семей видят своих родителей гораздо реже, чем им того хотелось бы. Чаще всего они делают первые шаги или говорят первые слова в присутствии своих нянь, которые, в отличие членов королевской семьи, занятых выполнением обязанностей, находятся неотлучно рядом с юными наследниками. Одни няни становились для своих воспитанников близкими людьми, а другие запомнились принцам непреходящими мучениями и даже издевательствами.
Неизвестная мучительница
Родители будущего короля Георга VI были больше озабочены судьбой страны, чем воспитанием своих детей. Они пригласили для сыновей, Эдуарда и Георга, как им казалось, лучшую няню. Имя этой женщины история не сохранила, однако известно о том, что няня позволяла себе издеваться над своими воспитанниками. Эта неизвестная мучительница оставила глубочайший след в душе младшего ребёнка королевской четы, которому впоследствии суждено было стать королём Георгом VI. До конца дней он вспоминал, сколь болезненными были моменты, когда появлялись родители, чтоб забрать мальчика. Няня специально щипала малыша, чтобы он начинал плакать, а монарх и его супруга принимали детские слёзы за нежелание сына расставаться со своей няней.
Она же за проступки лишала Георга еды и даже морила голодом. Историки склонны считать заикание и проблемы с пищеварением Георга VI следствием тех самых детских травм.
Шарлотта Билл
Позже Георг V и Мария Текская узнали о происходящем с детьми, а уведомила их об этом Шарлотта Билл, выполнявшая обязанности медицинской сестры при наследниках. Именно её и назначили няней сыновей. С тех пор, как рядом с Эдуардом и Георгом появилась Лалла, как ласково называли они свою новую няню, их жизнь очень изменилась. Шарлота по-настоящему заботилась о мальчиках, была с ними очень добра, всегда умела увлечь их интересным делом, да к тому же обладала очень ценным для королевской няни даром: она никогда не распространялась о происходящем в стенах дворца и была всегда очень предана своим работодателям.
Мэрион Кроуфорд
О маленькой Лилибет, а впоследствии и её сестре Маргарет, заботилась няня-шотландка Мэрион Кроуфорд. На протяжении двух десятилетий она находилась рядом с воспитанницами и ушла со службы лишь после бракосочетания Елизаветы с принцем Филиппом в 1947 году. В тот год Мэрион и сама вышла замуж за банковского служащего Джорджа Бутли. Тогда же неё развернули настоящую охоту американские издатели, убеждавшие бывшую няню рассказать о работе в королевской семье.
Елизавета II, узнав об этом, написала своей бывшей няне письмо с просьбой не поддаваться искушению и не распространять сведения о частной жизни семьи. Но просьба воспитанницы не была услышана. По настоянию супруга Мэрион всё же сначала выпустила статью для издания Ladies's Home Journal, а после – книгу мемуаров «Маленькие принцессы». Королевская семья, глубоко оскорблённая поступком бывшей няни, разорвала все отношения с ней. Впоследствии Мэрион Кроуфорд даже пыталась покончить жизнь самоубийством, не в силах вынести отстранение со стороны тех, кого она любила. Она закончила свои дни в 1988 году в доме престарелых, а те, кому она посвятила 20 лет своей жизни, не отправили даже траурный венок на её могилу.
Мейбл Андерсон
Нянями принца Чарльза были Мейбл Андерсон и Хелен Лайтбоди. К первой наследник Елизаветы II и принца Филиппа был особенно привязан, так как именно она находилась с ним почти неотлучно, в то время как мама посвящала детям один день в неделю, когда у няни был выходной, да ещё непременно заходила к ним утром и вечером. Хелен Лайтбоди служила в семье не очень долго, так как по каким-то причинам не нравилась принцу Филиппу, а вот Мейбл Андерсон занималась воспитанием Чарльза, Анны, Эндрю и Эдварда. Именно Мейбл хотел видеть впоследствии принц Чарльз няней Уильяма, но его супруга сочла женщину слишком взрослой и придерживающейся слишком традиционных взглядов на воспитание детей.
Барбара Барнс
Когда кандидатура Мейбл Андерсон была отвергнута, на должность няни Уильяма была принята Барбара Барнс. Она была прекрасным специалистом и по-настоящему любила своего воспитанника. Но Диана сочла привязанность Уильяма, а после и Гарри, к няне чрезмерной и расторгла контракт с Барбарой, когда старший сын пошёл в школу.
Джесси Уэбб
После ухода Барбары некоторое время воспитанием Уильяма и Гарри занималась Рут Уоллес, которая так и не смогла смириться с повышенным вниманием к себе со стороны прессы и общественности. На смену ей пришла Джесси Уэбб, бывший дизайнер интерьеров. Весёлая и открытая, она смогла быстро поладить с наследниками принца Чарльза и принцессы Дианы, к тому же она относилась к ним не как к принцам, а просто любила их, как самых обычных детей. К сожалению, её методы воспитания расходились с представлениями принцессы Дианы, и настал момент, когда няня и леди Ди перестали даже разговаривать друг с другом.
Ольга Пауэлл
Сначала она была заместителем няни, а после стала главной гувернанткой. Ольга появилась в семье по достижению принцем Уильямом шестимесячного возраста и оставалась частью жизни обоих сыновей леди Ди на протяжении очень долгого времени. Она была с ними строга, но справедлива, утешала мальчиков после развода родителей и после смерти принцессы Дианы. Даже после увольнения принцы приглашали Ольгу Пауэлл на все значимые мероприятия в своей жизни.
Александра «Тигги» Легге-Бурк
Молодая учительница младших классов Тигги стала для мальчиков старшей сестрой сразу после развода Чарльза и леди Ди. Задорная Легге-Бурк, кажется, сама получала удовольствие от общения с принцами и даже втягивала их в авантюры вроде спуска со 160-футовой плотины или стрельбы из ружья по кроликам из кабины Land Rover, которым она сама управляла. Леди Ди отчаянно ненавидела Тигги, считая, будто должность она получила благодаря «неформальным» отношениям с принцем Чарльзом. Уильям и Гарри были очень привязаны к Тигги. Об этом говорит и тот факт, что Гарри стал крестным отцом её старшего сына Фреда, а Уильям – второго сына Тома.
Нынешняя королева Великобритании взошла на престол после скоропостижной смерти своего отца Георга VI. Внешне все приличия были соблюдены, коронация проведена, но о том, какие страсти кипели за стенами Букингемского дворца вне поля зрения общественности, никто даже не догадывался. Как выяснилось благодаря королевскому биографу Кристоферу Уорвику, королева-мать не слишком была рада видеть дочь на престоле.