Якеменко: Адольф Лоос утверждал, что о культуре страны можно судить по степени размалеванности стен в общественных туалетах
Адольф Лоос утверждал, что о культуре страны можно судить по степени размалеванности стен в общественных туалетах. И он, похоже, был прав.
Общественный туалет (уличный, школьный, учрежденческий) в советское время стал совершенно особой, свободной территорией, где можно было нарушать правила – говорить о чем угодно, рисовать на стенах то, что нельзя нигде, делать то, что запрещено (в школьных туалетах всегда курили, хотя официально это школьникам не разрешалось, в учрежденческих туалетах нелегально торговали – вспомните «вопиющий случай в туалете», рассказанных Калугиной Самохвалову в «Служебном романе» Рязанова). Не случайно Б.Томашевский говорил про уборную Пушкинского дома: «Вот единственное место в Пушкинском доме, где легко дышится».
Во многих московских школах в советское время пропесоченные учителями двоечники ритуально отправлялись после экзекуции в туалет, где упражнялись на стенах в мстительных рисунках и текстах в адрес обидчиков в классическом жанре, выражаемом максимой: «Пусть стены нашего сортира украсят юмор и сатира». Кстати, именно эта наскальная живопись стала первым каналом виртуального общения. Не случайно в Музее коммуникации в Нюрнберге как то прошла выставка «Besetz! Geschichten im stillen Örtchen» ("Занято! Истории укромного местечка"), подчеркивавшая самим местом своего проведения функцию туалета, как специфического канала связи.
То есть туалет задолго до Интернета сложился как особое пространство свободной коммуникации, утвердив принцип – рост активности и остроты туалетных дискуссий и настенных сюжетов общественных туалетов прямо пропорционален возрастанию тоталитарных тенденций в государстве. Необходимость выговориться, излить душу, поделиться своим напряжением в таких государствах выше, что отражается и в исследуемом пространстве.
Не случайно сегодня общественные туалеты вернули себе свою прямую функцию – принимать от человека долги природе. На стенах чисто, никто не задерживается – все формы туалетного вольнодумства и свободомыслия перетекли в Интернет.
С другой стороны, туалет сегодня одно из немногих пространств, полностью защищенное от постороннего глаза, место, где можно хотя бы ненадолго избавиться от непрерывного чужого внимания, побыть наедине с собой (кстати, именно по этой причине, как выясняется, огромное количество людей предпочитают гнить в пробках в машинах, а не ездить общественным транспортом – хочется побыть одному).
Туалет становится паузой в безумном ритме жизни, настраивает на размышления, отдых или даже работу. Не случайно большое количество людей читает в домашних туалетах (во Франции я жил в одном доме, где в туалете был целый стеллаж самых разных книг), сидя в них часами. Поэтому в Японии, отвечая этим потребностям, сегодня довели туалетный комфорт до немыслимого совершенства - унитазы нагреты до температуры тела, воздух непрерывно освежается, крышка автоматически поднимается при приближении, тут же включается тихая музыка, раковина изнутри красиво подсвечена, унитаз, помимо своих прямых функций, тут же показывает вес тела, берет анализы, измеряет давление, отправляя по интернету данные в поликлинику, где вы стоите на учете.
В общественных туалетах все немного строже, но как бы там ни было, именно в них можно свободно коммуницировать через стены с себе подобными анонимами (в домашних туалетах членам семьи на стенах не пишут). Немецкая исследовательница Мартина Падберг установила, что тексты, оставляемые на стенах туалетов женщинами и мужчинами, кардинально отличаются. Мужчины пишут значительно чаще, чем женщины, но их надписи короче и конкретнее. Они пишут на запретные темы, не стесняются в выражениях, в то время как женщины ориентированы на диалог, часто задают вопросы и выражают желание обсудить проблемы личной жизни. Все знают жанр «вагонной исповеди», когда случайные попутчики в купе всю ночь изливают друг перед другом душу именно потому, что утром расстанутся навсегда. Жанр туалетной анонимной исповеди тоже существует, хоть и в более лаконичных и не столь откровенно выраженных формах.